В наше время ежедневник – блокнот для деловых записей – является верным спутником человека. Он может быть датированным или недатированным, бывает настольным перекидным или имеет вид книги. Ежедневник предназначен для ведения записей о каких-либо планах, делах, их результатах и для других пометок, связанных с повседневной жизнью. Откуда же берёт начало планирование своих дел именно таким образом?
Мало кто знает, что ежедневник — явление историческое. Впервые ежедневник упоминается в Италии в 1650 году. Ранее он имел название agenda, что в переводе с латинского означает «вещи, которые надо сделать». С конца XVII века наличие ежедневника могло свидетельствовать о значимости особы, так как подразумевалось, что у важных людей есть дела, которые следует записать. Ранее это могли быть долговые обязательства, приказы, налоговые ведомости. Именно поэтому изготавливался ежедневник с различными гербами и регалиями, свойственными определённому роду. Чаще всего такой блокнот был переплетён в кожу, на нём было большое количество позолоты. Помимо того, он содержал персональные данные о владельце, а также в нём могло указываться, какое именно вознаграждение ждёт нашедшего в случае утери.
В XIX-XX веках ежедневники стали незаменимым атрибутом знаменитых личностей, от известных художников и писателей до государственных деятелей. Чаще всего ежедневник совмещался с дневником. Позднее историки неоднократно найдут среди текущих записей неизвестные ранее четверостишия. В Советском Союзе ежедневник в обложке из натуральной кожи являлся обязательной принадлежностью высшей партийной элиты наравне с костюмом, галстуком и кожаным портфелем. В начале XXI века ежедневник стал аксессуаром бизнесменов.
В настоящее время ежедневник получил широкое распространение и является частью имиджа человека. Принципы его ведения и сам процесс планирования оформились в различную деятельность по управлению временем, например, тайм-менеджмент. На данный момент изготовление ежедневников – это востребованное производство, а планирование своих дел – жизненная необходимость. С развитием деловой среды из персонального продукта ежедневник превращается в бизнес-аксессуар, сувенир, который всё чаще дарят от лица компании партнёрам или лучшим клиентам.