Нам когда-либо приходилось и ,скорее всего, еще придется не раз выбирать, а потом и дарить деловые подарки. По своей сути подарки – важное средство поддержания общественных и личных связей, поэтому к его выбору, особенно официального, следует относиться очень серьезно. Будущий презент должен нести оттенок личного характера, но при этом не быть чересчур индивидуальным.
Естественно, что выбор подарков зависит от характера отношений с тем человеком, которому Вы собираетесь его преподнести. Например, руководителю фирмы можно подарить художественный альбом, красивую гравюру или письменный прибор. Личные же вещи (духи, одежду) стоит дарить исключительно близким Вам людям.
Подарки в современной деловой практике принято дарить по какому-то случаю:
- общемировых праздников;
- государственных праздников;
- юбилейных дат в жизни предприятия;
- личных праздников;
- деловой встречи с иностранными партнерами.
В качестве презентов в деловой сфере принято использовать следующие вещи:
- Предметы, которые могут пригодиться в служебной обстановке: ежедневники, записные книжки, авторучки, брелоки для ключей, деловые календари, наборы письменных принадлежностей, кожаные портмоне, напольные вазы и пепельницы.
- Коробка дорогих конфет – для женщин, а для мужчин подойдут дорогие спиртные напитки в картонной фирменной упаковке.
- Книги, в особенности подарочные издания.
- Цветы также будут уместны при любом торжественном случае.
- Предметы художественных промыслов и произведения искусства (гравюра, живописное полотно, батик, изделие из фарфора, серебра, хрусталя, кожи).
Если подарок преподносится от одной фирмы другой, то лучше всего украсить его дарственной надписью, фирменным логотипом или гравировкой.
Вручая деловые подарки, следует произносить фразы с соответствующим поздравительным содержанием. В знак особого внимания и уважения презент вручать надо с легким поклоном двумя руками.
Какова же должна быть стоимость делового подарка, чтобы он был просто приятным напоминанием и при этом не был похож на взятку? В деловой практике во всем мире данный вопрос был решен таким образом: стоимость презента не должна превышать сто долларов. В обратном случае, кроме того, что дорогие подарки могут быть расценены в качестве взятки, так еще и косвенно будут обязывать к ответному равноценному подарку, что совсем расходится с правилами делового этикета.
Подходить к рассматриваемому вопросу следует со всей компетентностью, но это ведь не значит, что Вы не сможете проявить оригинальность? Дарите подарки, принося людям радость и счастье.